Проект новых федеральных образовательных стандартов, опубликованный еще в ноябре 2010 года и появившийся в широком доступе для обсуждения, в прямом смысле «взорвал» общество страны. И если до появления этого документа оставалось впечатление, что только учителям и есть дело до того, как шаг за шагом происходит развал российского образования, то с выходом в свет открытого письма учителя московской школы № 57 Сергея Волкова стало ясно, что возможность получения качественного образования не только головная боль тех, кто учит и учится, но и многих россиян, кому будущее страны не безразлично.
Широкий протест по принятию подобных нововведений, развернувшейся на страницах ИНТЕРНЕТ пространства в буквальном смысле заставил обратить на себя внимание властей страны. И те, в свою очередь, поспешили найти слова для оправданий недосмотров и порицаний в адрес авторов.
Премьер-министр страны Владимир Путин на заседании президиума правительства, обращаясь к министру образования и науки, заявил: «Если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то мне кажется, они перестарались», добавив впоследствии: «Спешить с такими фундаментальными изменениями нельзя – нужно как следует подготовиться и принимать такие решения взвешенно».
В свою очередь, министр Минобрнауки Андрей Фурсенко, пытаясь реабилитироваться в глазах общественности и правительства, не устает повторять, что не будет утверждать образовательные стандарты для старшей школы, пока общественность, чиновники и разработчики не придут к единому мнению. Свое личное мнение министр решает пока не озвучивать, дабы «не повлиять на мнение общественности». По мнению же главы Рособранадзора Любови Глебовой, в стандарте много здравого. И его беда лишь в том, что написан он профессиональным, возможно сложным для обычного человека языком.
Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании, под руководством советника Мэра Москвы Любови Кезиной и генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова. Кардинально измененная концепция нового подхода в образовании, согласно НФГС – самостоятельный выбор школьником предметов и количества часов для их изучения. А каково ваше мнение, уважаемые читатели, о такой концепции в образовании?
Приведу для справки текст открытого письма к Правительству от учителя. К слову сказать, под ним подписались уже более 22 тысяч человек.
Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В.Грызлову
Министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко
О Т К Р Ы Т О Е П И С Ь М О
Господин Президент! Господин премьер-министр! Господин спикер! Господин министр! Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах – именно о них мы и хотим сказать.
В стандарте, который должен быть рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому каждая цифра притягивает взор.
4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).
6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.
1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.
Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:
объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.
Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына… Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.
Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования – это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в целом.