Формированию мотивации учения способствует высокая познавательная активность школьника, которая может развиваться только в эмоционально благоприятной обстановке, в атмосфере творческого сотрудничества, на основе постоянной стимуляции инициативы. Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти».
Необходимо так организовать занятия, чтобы школьники получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно. Учитель может стимулировать школьников в решении проблемных ситуаций или нахождении ответа на какой-либо вопрос следующими фразами: - пробуй, а если не получится – пробуй ещё,
- может один – могут все,
- неуспех – недостаточность усилий.
Основными приемами, стимулирующими у учащихся познавательной активности, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
Необходимо задавать такие, например, вопросы.
Математика. Может ли значение дроби, у которой числитель больше знаменателя, быть равно значению дроби, у которой числитель меньше знаменателя. И т.п.
Хорошо бы над доской повесить небольшой плакат с напутствующим изречением: «У одних людей вид пропасти вызывает отчаяние, а у других - мысль о мосте». Если ученик говорит учителю, что не может справиться с выполнением задания, учитель вправе спросить его, что тот сделал для того, чтобы у него получилось.
Для формирования интереса к предмету целесообразно прибегать к некоторым простым и эффективным приемам. Например, написать тему урока в виде анаграммы (слóва, где буквы меняются местами) или в виде предложения из переставленных слов.
Можно предложить учащимся предложения на конкретную тему урока с бессмысленными словосочетаниями (смысловыми ошибками) и попросить ребят высказать свое мнение, например:
Бóльшая половина класса уехала на экскурсию. Кто самый последний в очереди? Какой у вас завтра самый первый урок.
Словосочетания на доске подчеркивать не следует, чтобы ребята сразу не догадались.
Хорошо бы предложить учащимся несколько понятий на пройденную тему с пропущенными буквами и попросить вставить буквы, например, понятия на тему «уравнение»: у - - в - е - - е ( уравнение ), - а - - н - т - о ( равенство ) и т.п.
Можно ввести в классе интересную традицию: просить учеников после изложения какого-либо материала задавать учителю по одному неглупому вопросу на данную тему (обязательно похвалить каждого ученика хотя бы за проявление творческой инициативы).
Как в начале урока, так и в течение урока можно задавать учащимся следующие вопросы, которые придумываются «на ходу», например. Что бы случилось, если бы плотность воздуха…? Какая число может быть…? Какая геометрическая фигура может иметь…? Какая функция обладает свойством…? Какое событие вероятнее…? и много других подобных вопросов.
Таким образом, у школьников вырабатываются интерес и активное отношение к учебно-познавательной деятельности.
От себя добавлю, что нельзя добиться интереса и мотивации к познанию, если забывать о своей мотивации.
Источник: http://www.zanimatika.ru/sozdaem-nastroy/uchebnaya-motivatsiya.html |