Само
многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям
гуманистического преподавания, свидетельствует о том, что оно представляет
собой не некую одинаковую для всех «педагогическую технологию», а совокупность
ценностей, своеобразную «педагогическую философию», неразрывно связанную с
личностным способом бытия человека в мире. В эту систему ценностей входят
убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в важности и значимости
для каждого человека способностей и возможностей к свободному выбору,
самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и
радостному учению. Роберт Берне в своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» так формулирует
основные принципы, которым должен следовать в своей работе учитель, стремящийся
добиться гуманизации межличностных взаимоотношений с учащимися: 1.С самого начала и на всем
протяжении учебного процесса учитель демонстрирует детям свое полное к ним
доверие. 2.Он помогает учащимся в
формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и
перед каждым учащимся в отдельности. 3.Он всегда исходит из того, что
у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 4.Он выступает для учащихся в
качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за
помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 5.В такой роли он выступает для
каждого учащегося. 6.Он способен чувствовать
эмоциональный настрой группы и принимать его. 7.Он является активным участником
группового взаимодействия. 8.Он открыто выражает в группе
свои чувства. 9.Он стремится к достижению
эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.